Программа САМ350.
Урок 2. Загрузка данных в программу. Управление слоями. Таблица апертур

№ 4’2015
PDF версия
На предыдущем уроке мы познакомились с некоторыми особенностями интерфейса программы САМ350. Сегодня мы научимся импортировать данные в проект, рассмотрим приемы управления слоями проекта и редактирование таблицы апертур.

Все статьи цикла.

Импорт гербер­файлов и файла сверления

Основными данными, которые чаще всего загружаются в программу, являются гербер­файлы и файл сверления. Прежде чем приступить к рассмотрению способов загрузки данных, необходимо напомнить, как создаются гербер­файлы и файл сверления. При экспорте из любой системы проектирования пользователь задает формат и параметры экспортируемых данных. К основным параметрам относятся формат данных, единицы измерения, разрядность и тип координат. На основе этих установленных параметров создаются экспортируемые файлы, в которые записывается вся нужная информация.

Существует два основных способа импорта данных в проект. Рассмотрим более подробно каждый из них.

Окно AutoImport Directory

Рис. 1. Окно AutoImport Directory

Загрузка сразу всех данных одной командой AutoImport.

  1. Запускаем команду File/Import/AutoImport.
  2. В окне AutoImport Directory (рис. 1) необходимо выбрать папку, в которой расположены наши файлы.
  3. Параметр English or Metric позволяет выбрать единицу измерения, в которой создавались герберы. Если это заранее неизвестно, то данный параметр можно не трогать, поскольку в дальнейшем он будет определен автоматически.
  4. При включенном параметре Scan Each Gerber программа будет сканировать каждый гербер­файл, определяя его формат. При отключенном параметре формат гербер­файлов определяется по формату первого загруженного гербер­файла. Как правило, гербер­файлы, созданные из одного проекта, имеют одинаковый формат, поэтому параметр Scan Each Gerber выбирать необязательно.
  5. Для продолжения загрузки нажимаем кнопку Next.
  6. В окне AutoImport (рис. 2) отображаются все файлы, которые были в выбранной папке. Автоматически определяется тип и формат загружаемых данных (не только гербер­файлов), и если такой тип данных программа распознает, то в столбце lmp напротив файла стоит галочка. Это означает, что файл будет импортирован в проект.
    На этом этапе также можно увидеть/изменить тип файлов (столбец Type), формат (столбец Format), тип слоя (столбец Layer Type) и цвет. Для изменения необходимо щелкнуть левой кнопкой мыши по соответствующей ячейке таблицы. В основном все данные определяются корректно, за исключением формата сверловки. В некоторых случаях формат сверловки приходится корректировать вручную.
  7. Для завершения этапа загрузки нажимаем кнопку Finish.

Следует заметить, что этап просмотра загружаемых данных в окне AutoImport (рис. 2) можно пропустить, сразу нажав кнопку Finish в окне AutoImport Directory (рис. 1).

Окно AutoImport

Рис. 2. Окно AutoImport

Второй способ предполагает загружать данные по отдельности, то есть сначала загружаем гербер­файлы, а потом файл сверления.

Импорт гербер­файлов:

  1. Запускаем команду File/Import/Gerber Data.
  2. Вокне Import Gerber нажимаем кнопку Data Format (рис. 3).
    Окно Import Gerber

    Рис. 3. Окно Import Gerber

  3. В окне Data Format задаем формат и параметры загружаемых гербер­файлов (рис. 4):
    • В области Format выбираем формат гербер­файла. Как правило, это Gerber RS‑274‑X.
    • В области Type задаем тип координат Absolute (абсолютные) или Incremental (относительные).
      Выбираем абсолютные координаты.
    • В Zero Suppression (отбрасывание нулей) указываем Leading.
    • В Digits необходимо указать разрядность Integer, количество знаков до запятой, и Decimal, количество знаков после запятой. Выбираем 4:4.
    • В Units задаем систему измерения English (дюймовую) или Metric (метрическую). Выбираем Metric.
      Нажимаем ОК.
      Окно Data Format

      Рис. 4. Окно Data Format

  1. Щелкаем левой кнопкой мыши по кнопке с цифрой 1.
  2. Находим на компьютере папку, в которой расположены герберы. При поиске герберов в окне будут отображаться по умолчанию файлы только со стандартными для САМ350 расширениями (GBR, LGX, LGR и т. д.). Поэтому если расширения загружаемых гербер­файлов отличаются от них, то для их отображения в окне выбора расширения файлов необходимо выбрать All Files (*.*).
  3. Выбираем нужные герберы, щелкаем по ним, удерживая клавишу Ctrl либо сразу выделяя их окном.
    Нажимаем кнопку «Открыть».
  4. Нажимаем кнопку ОК (рис. 3).

Импорт файла сверления:

  1. Запускаем команду File/Import/Drill Data.
  2. В окне Import Drill Data задаем формат и параметры загружаемого файла сверления (рис. 5).
    • В области Format выбираем формат файла. Как правило, это Excellon.
    • Type и Zero Suppression выбираем аналогично как для герберов.
      Для корректного выставления параметров Digits и Units необходимо точно знать, с какими параметрами создавался данный файл сверления. Это можно попытаться определить, открыв файл сверления, например блокнотом (рис. 6). В данном случае видно, что файл создан в дюймовой системе и разрядность нужно выставлять 2:4. Если параметры определить не удалось, то файл загружается только путем подбора параметров, потому что при некорректном выборе параметров правильно загрузить файл сверления не получится.
    • При импорте файла в пустой проект создается по умолчанию новая таблица инструментов New Table. Если мы загружаем сразу несколько файлов сверления (например, файл с металлизированными отверстиями и файл с отверстиями без металлизации) и хотим, чтобы для каждого файла создавалась своя таблица инструментов, то необходимо выбрать параметр New Table for each New file.
      Окно Import Drill Data

      Рис. 5. Окно Import Drill Data

  1. Щелкаем левой кнопкой мыши по кнопке первого свободного слоя проекта.
  2. Находим на компьютере папку, в которой расположен файл сверления. При поиске файла сверления по умолчанию в окне будут отображаться только файлы с расширением DRL, при ином расширении файла в окне выбора расширения файлов необходимо выбрать All Files (*.*).
  3. Выбираем требуемый файл сверления и нажимаем кнопку «Открыть».
  4. Нажимаем кнопку ОК.
    Пример файла сверления

    Рис. 6. Пример файла сверления

Для того чтобы при импорте каждый раз не задавать формат и параметры, необходимо сохранить их в настройках по умолчанию. Для этого задаем параметры для каждого вида импорта данных, но данные не загружаем и в конце просто нажимаем кнопку ОК. Затем выполняем команду File/Setup/Save Defaults для сохранения всех настроек. Теперь при создании нового проекта (команда File/New) эти параметры будут выставлены автоматически.

При загрузке гербер­файлов также следует обратить внимание на то, какая в программе по умолчанию выставлена система измерений, в дюймах или миллиметрах. Это указывается в настройках программы командой Settings/Unit. Выставляем там Metric и в Resolution выбираем 1/1000 для того, чтобы в координатах проекта отображались три знака после запятой. Эти параметры также следует сохранить по умолчанию командой File/Setup/Save Defaults.

Если у нас в программе выставлена метрическая система, а мы загружаем герберы, созданные в дюймах, то при импорте появится сообщение. И для того чтобы сохранить метрическую систему, необходимо нажать кнопку «Нет». При нажатии кнопки «Да» система измерений в программе поменяется на дюймовую.

 

Управление слоями проекта

Каждый загруженный гербер­файл и файл сверления располагается в отдельном слое. Во время обработки проекта возникает необходимость в управлении слоями: добавить или удалить слой, изменить имя, задать тип, изменить цвет проводников и площадок и т. д. Все это осуществляется через панель управления слоями. В 10‑й версии программы панель управления слоями представлена в трех видах, которые можно скрыть или отобразить через команды меню View (рис. 7).

Виды панели управления слоями

Рис. 7. Виды панели управления слоями

Стандартная панель включается командой View/Layer Bar, стандартная панель в составе навигационной панели View/Navigation Pane и классическая панель управления View/Layer Bar Classic. В предыдущих версиях программы использовалась только классическая панель. Изучать способы управления слоями мы будем на основе стандартной.

После загрузки гербер­файлов в проект слои, в которых они располагаются, идут в произвольном порядке, и названия слоев могут быть не совсем удобны для восприятия. Можно, конечно, оставить и в таком виде, но предпочтительно, чтобы они были расположены в определенном порядке и их названия были более понятны.

Для начала изменим названия слоев, например назовем слои Тор, Bottom, Topmask, Botmask, Drill и т. д. для того, чтобы было сразу понятно, где и какой слой расположен. Для этого наводим курсор мыши на название слоя, щелкаем правой кнопкой мыши и в контекстном меню выбираем Rename Layer (рис. 8). Вводим название нового слоя и нажимаем Enter. Таким образом поступаем со всеми другими слоями.

Контекстное меню

Рис. 8. Контекстное меню

После переименования слоев их можно перегруппировать и расположить в определенной последовательности по своему усмотрению. Наводим курсор мыши на название слоя, щелкнув и удерживая левую кнопку мыши, направляем курсор в то место, куда хотим переместить слой, и отпускаем кнопку мыши. После перестановки необходимо упорядочить нумерацию слоев, для этого щелкаем правой кнопкой мыши и в контекстном меню выбираем Renumber all Layers.

Теперь зададим тип нашим слоям. Для корректной работы некоторых команд программы просто необходимо, чтобы был задан тип слоя. По умолчанию при загрузке гербер­файлов в проект все слои будут иметь тип Graphic. Напомним, что тип слоя можно задать сразу при импорте данных для автоимпорта (рис. 2) и для загрузки гербер­файлов (рис. 3), столбец Layer Type.

Для того чтобы задать тип слоя, нужно два раза щелкнуть левой кнопкой мыши по ячейке столбца Type для определенного слоя и в контекстном меню выбрать нужный тип. Перечислим основные типы слоев:

  • Graphic— любые графические данные;
  • Top— проводящий рисунок верхнего слоя;
  • Internal— проводящий рисунок внутреннего слоя;
  • NegPlane— проводящий рисунок внутреннего слоя (негатив);
  • Bottom— проводящий рисунок нижнего слоя;
  • Border— слой контура;
  • Silktop— слой маркировки на Top;
  • Silkbot— слой маркировки на Bottom;
  • Masktop— слой маски на Top;
  • Maskbot— слой маски на Bottom;
  • Paste Top— слой для паяльной пасты на Top;
  • Paste Bottom— слой для паяльной пасты на Bottom;
  • NC Primary— данные сверловки или фрезеровки.

Во время работы с проектом иногда возникает необходимость временно скрыть некоторые слои, а другие отобразить в рабочей области. Управление видимостью слоями также осуществляется в данной панели. Для того чтобы отобразить только один слой в рабочей области, нужно два раза щелкнуть левой кнопкой мыши по названию такого слоя. При этом в столбце Appearance of the Layer напротив данного слоя появится графическое отображение проводника и площадки, напротив других слоев подобный значок будет отсутствовать. Чтобы отобразить еще один слой, надо просто один раз щелкнуть левой кнопкой мыши по названию. Таким образом, щелкая по названию слоев, мы их делаем видимыми в рабочей области.

Для того чтобы включить все слои проекта, можно поочередно щелкать по каждому из них или активировать все сразу. Для чего необходимо сначала выбрать все слои, это можно сделать, выбрав команду Select all в контекстном меню (рис. 8), или нажать сочетание клавиш Ctrl+A (при этом панель должна быть активна). После выбора слоев щелкаем правой кнопкой мыши и в меню выбираем команду Show selected Layers, и в рабочей области отобразятся все слои проекта.

Когда в проекте включено несколько слоев, данные в рабочей области отображаются, перекрывая друг друга. Например, если включен проводящий слой, маска для него и сверловка, то под слоем маски мы не увидим контактную площадку и отверстие (рис. 9а). Можно, конечно, нажав горячую клавишу F, включить режим прозрачности, и тогда станут видны и площадка, и отверстие. А можно настроить порядок отображения слоев в рабочей области, то есть определить, какой слой будет выводиться на передний план. Для этого щелкаем средней кнопкой мыши по названию слоя, и этот слой в рабочей области выходит на передний план, а графическое отображение проводника и площадки подчеркивается волнистой линией (в столбце Appearance of the Layer панели управления). В нашем примере сначала щелкаем по слою с площадками, потом по слою сверловки и получаем следующий вид (рис. 9б).

Варианты отображения данных в рабочей области

Рис. 9. Варианты отображения данных в рабочей области

Наряду с включением и отключением отображения самого слоя можно регулировать и отображение отдельно проводников и отдельно площадок. Для этого нужно щелкнуть левой кнопкой мыши по ячейке столбца Appearance of the Layer для определенного слоя и в контекстном меню снять галочку либо Show Traces (когда нужно скрыть проводники), либо Show Flashes (когда нужно скрыть площадки) (рис. 10). Также в этом меню можно изменять цвет отображения для проводников и площадок через Set color for Traces и Set color for Flashes. Для электрических слоев рекомендуется выбирать цвет проводников, отличный от цвета площадок, чтобы можно было легко визуально отличить проводник от площадки.

Контекстное меню для управления цветом и отображением данных

Рис. 10. Контекстное меню для управления цветом и отображением данных

Для добавления слоя/слоев необходимо в контекстном меню (рис. 8) выбрать команду Add Layers и в появившемся окне вписать нужное количество слоев. Чтобы удалить слой, нужно щелкнуть по нему правой кнопкой мыши и в контекстном меню выбрать команду Delete selected Layers, при этом выводится предупреждение о том, что данная операция является необратимой, и поэтому необходимо подтвердить выполнение команды, нажав кнопку ОК, или нажать клавишу Enter. Также можно удалить сразу группу слоев. Сначала надо выбрать слои, для этого, удерживая клавишу Ctrl, щелкаем левой кнопкой мыши по названию слоев, а затем запускаем команду Delete selected Layers.

При необходимости не трудно создать копию любого слоя, для этого выделяем слой и в меню выбираем команду Copy Layer, а потом командой Paste Layer вставляем копию в нужное место.

Рассмотрим также команду Properties в контекстном меню. После запуска команды появится окно Layer Properties (рис. 11), в котором можно задать настройки слоя/слоев:

  • Layer Name, Layer Type— изменение названия и типа слоя;
  • Display File Name— в качестве названия слоев будут отображаться названия гербер­файлов (применяется ко всем слоям);
  • Auto Renumbering— включает автоматическую нумерацию слоев, то есть при удалении, перемещении или добавлении слоев нумерация слоев будет автоматически обновляться;
  • Draw Flashes over Traces— переключает режим отображения проводников и площадок. По умолчанию на слое проводники отображаются поверх площадок, при включении опции Draw Flashes over Traces площадки на всех слоях будут отображаться на переднем плане;
  • Reference Layer— позволяет сделать определенный слой неизменным, его нельзя будет скрыть в рабочей области и подвергнуть корректировке;
  • Layer Visible— отображает или скрывает слой в рабочей области;
  • Draws, Flashes— изменяет цвет проводников и площадок, также можно скрыть или отобразить в рабочей области экрана.
    Окно Layer Properties

    Рис. 11. Окно Layer Properties

Кроме панели управления слоями, свойства слоев можно менять с помощью таблицы слоев Layer Table, которая вызывается командой Tables/Layers или горячей клавишей Y (рис. 12). В данной таблице можно менять название и тип слоя, задавать цвет проводников и площадок, изменять статус слоя (включен, отключен и неизменяем), а также добавлять слои.

Таблица слоев Layer Table

Рис. 12. Таблица слоев Layer Table

Удалить слой/слои можно командой Edit/Layers/Remove. Изменить порядок следования слоев — командой Edit/Layers/Reorder. Все эти команды были актуальны, когда в более ранних версиях программы присутствовала классическая панель управления слоями, которая использовалась в основном только для того, чтобы включать/отключать слои и менять цвет проводников и площадок.

 

Управление апертурами проекта

При экспорте гербер­файлов из системы проектирования в них записывается информация об апертурах, которые используются для построения рисунка экспортируемого слоя. При импорте этих данных в проект вся информация об апертурах записывается в таблицу апертур программы. Открыть таблицу апертур Aperture Table для просмотра можно, выполнив команду Tables/Apertures или нажав горячую клавишу A (рис. 13).

Таблица апертур Aperture Table

Рис. 13. Таблица апертур Aperture Table

Рассмотрим окно списка апертур:

  • Used— если в данном столбце напротив апертуры стоит крестик, это означает, что апертура используется в проекте;
  • Dcode— уникальный номер Д‑кода для данной апертуры;
  • Shape— форма апертуры;
  • Parameters— размеры апертуры;
  • Angle— угол, под которым развернута апертура.

Список апертур в таблице может быть представлен в трех видах:

  • Used or Defined (по умолчанию) — в окне отображаются используемые и просто определенные апертуры проекта. Определенные, но неиспользуемые апертуры могут возникнуть, например, при удалении каких­либо объектов. И тогда апертура становится неиспользуемой, но информация о ней сохраняется в таблице апертур.
  • Used Only— в окне будут отображаться только используемые апертуры проекта.
  • Entire Table— список апертур будет представлен в виде таблицы (до 10 000). В ней отображается информация обо всех апертурах.

При необходимости можно удалить из списка все неиспользуемые апертуры, нажав кнопку Compress.

Для того чтобы добавить новую апертуру, необходимо:

  1. Находим в списке неопределенную апертуру (форма ее не определена None).
  2. Щелкаем по ней левой кнопкой мыши.
  3. В графе Dcode уже определен номер Д‑кода, но при необходимости его можно изменить.
  4. В Shape выбираем форму апертуры.
  5. В зависимости от выбранной формы задаем размеры апертуры.
  6. Для окончательного создания апертуры нажимаем кнопку Enter. Если нажать кнопку Reset, то все параметры апертуры будут сброшены на первоначальные.

Таким же образом можно редактировать существующие апертуры, но при этом необходимо помнить, что изменение свойств апертуры (размер, форма) приведет к изменению всех объектов проекта, которые выполнены с помощью данной апертуры. Для замены одной апертуры на другую для определенного слоя/области нужно использовать специальную команду, о которой поговорим позднее.

Очень часто при построении проводящего рисунка платы применяются нестандартные формы апертур, которые в таблице апертур САМ350 обозначаются как Custom (пользовательская форма апертуры). Размер и форму такой апертуры изменить нельзя, но при необходимости можно создать пользовательскую апертуру в редакторе САР Editor и потом загрузить ее из библиотеки апертур в САМ Editor. Для быстрого поиска подобных апертур и перехода к ним предусмотрена кнопка Go To Custom.

На следующем уроке мы будем изучать команды редактирования программы. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *