08.06.2011

Изменения в законодательстве не поспевают за развитием электроники

Парламентские слушания на тему «О законодательном обеспечении развития электронной промышленности» вызвали особый интерес как депутатов, так и представителей отрасли.

В России разработкой и производством электроники занимается около 2,5 тыс. организаций, сообщил в своем выступлении вице-спикер Госдумы Валерий Язев, при этом доля российских производителей на мировом рынке составляет всего около 0,5%. Продукция большинства из них просто не способна конкурировать с зарубежными аналогами. Основные приметы упадка отечественной электроники очевидны: производственная деятельность большинства предприятий электронной промышленности носит мелкосерийный характер и ориентирована на «нишевые» сегменты внутреннего рынка, отсутствует собственная компонентная база. Даже во вновь разрабатываемых отечественных образцах вооружений, военной и специальной техники до 70% электронных компонентов — иностранные.

Критическая ситуация, по мнению Язева, сложилась и в сфере ресурсно-сырьевого обеспечения электронной промышленности редкими и редкоземельными металлами. Около 20% предприятий отрасли относятся к государственному сектору. Их отличительные черты — избыточность производственных мощностей и изношенность основных фондов. Российские производители электроники практически не участвуют в международной кооперации. Остро стоит кадровая проблема.

При этом нельзя сказать, что отрасль уж совсем обделена вниманием государства. Реализуются ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008–2015 годы» с общим объемом финансирования 187 млрд руб. (в том числе 110 млрд руб. — из федерального бюджета). Электронщики участвуют в реализации федеральных целевых программ «Глобальная навигационная система», «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2015 годы» и т. д. Однако денежные вливания не способны изменить структуру отрасли, справиться с ее основными проблемами. Необходима разработка новой редакции «Стратегии развития электронной промышленности» и соответствующих государственных программ, предусматривающих увеличение доли софинансирования мероприятий программы из федерального бюджета. Столь же необходимы четкие и жесткие технические регламенты.

Представители отрасли отметили и некоторые успехи отечественной электроники. Так, за 2010 год объем выпуска продукции специального назначения в сопоставимых ценах составил 121,1% от уровня соответствующего периода прошлого года, объем продукции, поставляемой на внутренний рынок, — 121,2%, а объем продукции, поставляемой на экспорт, — 112,1%.

По состоянию на 1 января 2011 года прибыльными являются 75,2% промышленных предприятий и 85,4% научных организаций отрасли. В целом объем полученной прибыли по электронной промышленности за 2010 год составил около 3,5 млрд руб.

В то же время импорт предприятий электронной промышленности возрастает пропорционально увеличению объемов производства и темпам технического перевооружения отрасли. Объем импорта в 2010 году увеличился по сравнению с 2009 годом на 37,2%, составив более $41,1 млн.

Крайне негативное влияние на конкурентоспособность российской электронной промышленности оказывают высокая налоговая нагрузка и действующие ставки страховых взносов в ПФ РФ, Фонд социального страхования, ФФОМС и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Участники слушаний рекомендовали комиссии Таможенного союза ускорить разработку и утверждение технических регламентов «О безопасности низковольтного оборудования», «Электромагнитная совместимость технических средств», «О требованиях энергетической эффективности бытовых, иных энергопотребляющих устройств и их маркировке». Федеральному Собранию РФ рекомендовано в приоритетном порядке рассмотреть проект закона «О закупках товаров, работ, услуг государственными корпорациями (компаниями), субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса», доработав регламентацию вопросов участия российских производителей промышленной продукции в разработке технических требований по крупным направлениям закупок. А также внести изменения в закон «О государственном оборонном заказе», касающиеся главным образом создания механизмов заказа и сопровождения высокорисковых исследований и разработок электронной компонентной базы, аппаратуры и приборов; повышения уровня авансирования закупок; фиксирования рыночной стоимости основных видов материалов и комплектующих.

 
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Оцените, пожалуйста, удобство и практичность (usability) сайта:
Хорошо
Нормально
Плохо