Политика аналитики.
Современные программные разработки позволяют эффективно решить проблему сбора и анализа информации на производстве
Посовещаемся…
Для понимания текущей ситуации на производстве используются все возможные источники получения данных: совещания, системы отчетов, диспетчеры для сбора информации и целые бюро.
Совещания вообще отдельная история. Они начинаются ежедневными цеховыми планерками по утрам, несколько раз в неделю продолжаются собраниями у начальников производств и заканчиваются заседаниями у генерального директора. Да, неотложные вопросы возникают не всегда. Да, не всех текущая повестка дня касается напрямую, но присутствовать должны все. Таков регламент. И таков классический пример того, как безвозвратно поглощается рабочее время, как снижается эффективность работы.
Основная проблема всех классических методов получения данных — отсутствие достоверной информации. Зачастую данные либо неправильные, либо уже устарели, либо намеренно искажены подчиненными. Далеко не всегда производственные работники, предоставляющие отчеты, заинтересованы в прозрачности процесса получения этих сведений. Излишняя открытость, усиливая контроль со стороны руководства, лишает производственников возможности «маневра». Помимо этого, чтобы получить нужную информацию, необходимо перелопатить огромное количество документов. Любой отчет — это сбор данных, их обработка и выдача в удобной форме. Это временные затраты. И не только временные, если к задаче дополнительно привлекаются программисты, пишущие запросы в базу данных (если таковая имеется).
Что же делать, если не удается оперативно получить достоверную информацию?
Наиболее эффективный и хорошо зарекомендовавший себя метод сбора данных для анализа деятельности предприятия — использование специализированного производственного программного обеспечения, хотя и у него есть свои подводные камни.
Приведем основные требования к системе отчетности для производства.
Максимальная автоматизация сбора и занесения данных
Мысль понятна: чем меньше задействуется людей, тем меньше ошибок и искажений. Если изделие прошло через определенную операцию, это событие должно быть зафиксировано в базе данных системы напрямую от установки. Например, установщик компонентов смонтировал плату. Данные об установленных компонентах с привязкой к заводским номерам изделий и номерам партий, производительности машины, ошибках и дефицитах должны отображаться в системе без участия персонала. Если же операция выполнялась сотрудником, то данные должны вноситься в максимально удобной форме и непосредственным исполнителем (без посредников в лице диспетчера, распреда работ или мастера участка).
Возможности анализа данных в реальном времени
Требование продиктовано современными условиями на рынке и жесткими сроками выполнения заказов. Наверное, многим руководителям знакома ситуация, когда необходимо сообщить заказчику срок готовности изделия. Возможно, просмотрев вчерашний отчет по производству и просчитав время на выполнение оставшихся операций, руководитель рапортует, что изделие будет готово через определенное количество дней. Но если изделие неожиданно вернется на ремонтный маршрут с последующим повторным циклом испытаний, то срок изготовления значительно увеличится, а руководителя посчитают некомпетентным. Если система позволяет получать данные в реальном масштабе времени — подобного казуса не произойдет (рис. 1).
Максимально простая и удобная форма получения отчетов пользователями
Создатели любого программного обеспечения традиционно решают задачу, как пользователи будут получать информацию. Для этого IT-специалисты должны изучить структуру базы данных продукта, а затем разработать структурированный запрос на получение сведений. Это длительный и дорогостоящий процесс с дополнительным звеном между сотрудниками и имеющимися данными, которые необходимо использовать. Гораздо проще выглядит система, позволяющая любому пользователю получать, фильтровать, сортировать, группировать и даже экспортировать огромное количество данных, не прибегая к помощи SQL-запросов и не применяя специальных IT-навыков. Выходные данные тоже должны демонстрироваться в различных вариантах: сводные таблицы, интерактивные детализированные графики, диаграммы и официальные формы отчета.
Возможность передачи информации заинтересованным работникам
Менеджеры и инженеры нуждаются в своевременной информации. Компиляция и распространение отчетов могут быть трудоемкими и потому неэффективными, но наличие встроенного планировщика отчетов заметно облегчает задачу. Он позволяет автоматически сгенерировать любой отчет, а затем доставить по электронной почте на выбор любому пользователю или департаменту. Полностью автоматизированный процесс обеспечивает разнообразие сценариев выполнения и устраняет необходимость лишний раз обращаться к системе, экономя время пользователей. К примеру, ежедневная рассылка отчетов по незавершенному производству или по качеству собираемых изделий способна заменить производственные планерки (рис. 2).
Максимально полное удовлетворение потребностей всех участников производственного процесса
На предприятии системой отчетности пользуются не только производственные работники и руководство, но и специалисты других отделов. Проблема в том, что в этом случае виды запросов могут сильно различаться. Мастеру участка важна информация по новым запускам или отложенным партиям, технологам нужен анализ качества или SPC-данные, разработчикам — сведения о тестировании изделий, экономистам — трудоемкость, руководству — эффективность и производительность, отделу продаж — сроки завершения изготовления, отделу качества — история изделий, количество возвратов и причины отказов. Поэтому хорошая система должна предоставлять данные по многим показателям и для всех сотрудников.
Способность системы самостоятельно реагировать на отклонения
Что сделает мастер участка, если увидит заметное ухудшение качества выпускаемых изделий? В первую очередь остановит процесс изготовления. Если эту функцию переложить на систему, время реакции однозначно уменьшится. Программа с заданными пороговыми значениями может контролировать показатели и блокировать линии и оборудование. Если доверия к искусственному интеллекту нет, то можно попросить программу присылать уведомления об отклонениях, на основании которых ответственный работник примет определенное решение по дальнейшим действиям.
…И решим
Модуль Analytics программного продукта Factory Logix компании Aegis Software соответствует перечисленным требованиям и обладает многими другими возможностями. Этот продукт является составной частью большой MES-системы, успешно зарекомендовавшей себя во всем мире.
Самое большое достоинство MES-систем — доступность информации, и FactoryLogix предоставляет наиболее полный инструмент для этого. Модуль аналитики позволяет выдать любую производственную информацию тем, кто в ней нуждается.
Контроль за ходом производства
Следить за ходом выполнения операций с FactoryLogix действительно можно в реальном времени. На панелях, предназначенных для установки над линиями сборки, в режиме слайдшоу постоянно обновляется информация о производственных процессах. FactoryLogix использует передовые и эксклюзивные технологии Aegis, что не приводит к повышению нагрузки на серверы с увеличением количества таких панелей на заводе. Пользователи могут создавать неограниченное количество отчетов собственного дизайна. Это так же просто, как создать слайд в Power Point, дополнив его различными элементами и данными. Панели могут содержать разнообразные сведения, в том числе информацию о качестве, производительности, использовании машин, о расходе материалов или незавершенном производстве. Возможности почти безграничны.
Сбор данных
Благодаря интеграции программы FactoryLogix с большим количеством оборудования поверхностного монтажа, Aegis расширяет возможности получения данных непосредственно с производственного оборудования. Это позволяет исключить человеческий фактор. На ручных операциях сбор данных осуществляется за счет различных интерактивных диалогов с исполнителем, логических выражений, ввода контрольных значений и подтверждения совершенных действий.
Дизайнер отчетов
Этот дизайнер представляет богатую среду для организации макетов HTML или PDFотчетов. Поскольку среда для получения данных не требует никаких навыков в области IT, пользователи могут сами создавать необходимые им отчетные формы (рис. 3).
Прослеживаемость
Под прослеживаемостью в Aegis подразумевается не просто запись о вхождении компонента или материала в изделие. Она включает генеалогию изделия, маршрут изготовления, операторов и оборудование, через которое изделие прошло, результаты тестов, параметрические данные, данные о качестве, историю переделок и замененных компонентов, машинные программы, записи об упаковке, об использованных инструментах и даже о персонале, который одобрил запуск производственного заказа. Aegis делает все эти данные доступными и служит устройством записи истории изделия (рис. 4).
Данные также могут быть доступны через Интернет. Введите номер компонента и найдите единицы продукции, пострадавшие от брака и подлежащие отзыву. Это чрезвычайно легкий и быстрый способ решения проблемы прослеживаемости.
Уведомления
Пользователи могут подключить такие системные события, как нехватка материала, применение оснастки, условия контроля качества для уведомления и сигнализации. Реакцией на эти сигналы могут быть остановка линии (в том числе путем встроенных в линию по SMEMA-интерфейсу контроллеров Inforce), регистрация события и даже обращение к SQL-базе. Чаще всего за это отвечают автоматически созданные электронные письма, которые могут быть простыми почтовыми сообщениями с элементами «умного» текста. Система также позволяет подключить все отчеты, которые автоматически генерируются и отправляются в виде уведомления на электронную почту.
Статистическое управление процессом (SPC)
Дополнить аналитические данные можно и статистической информацией (рис. 5).
Имея информацию о процессе изготовления партии изделий, можно оценить стабильность производственного процесса одного заказа или производства в целом. С помощью диаграммы Парето анализируется и определяется процентное значение самого высокого показателя — например, наиболее частый дефект, выявленный при визуальном контроле.
Вывод на мобильные устройства
Благодаря системе InSite можно превратить смартфон или планшет в мобильный портал для вывода подробной производственной информации. Этот мощный инструмент, который предназначен для инженеров, производственных руководителей, менеджеров проектов, управляющих предприятием и исполнительного руководства, обеспечивает быстрый и легкий доступ к необходимым данным.