Программа САМ350.
Урок 3. Получение информации об элементах проводящего рисунка. Команды редактирования
Получение информации об элементах проводящего рисунка и способы измерения расстояний между ними (команды главного меню Info)
Прежде чем мы начнем изучать команды для получения информации и измерения расстояний, рассмотрим такое понятие, как «привязка к объектам». В большинстве случаев при работе с объектами привязка к ним осуществляется в определенных точках — это центр объекта или вершина проводника. Для того чтобы легко и точно попасть в эти точки, в САМ350 существует режим привязки к объектам. Данный режим включается и отключается нажатием клавиши Z. Курсор, перемещаемый по рабочей области, имеет вид квадратика с перекрестием внутри (рис. 1а). Наличие квадратика означает, что привязка к объектам включена. Рассмотрим принцип действия на примере площадки. Наводим курсор на площадку так, чтобы квадратик своей областью примерно перекрывал центр площадки, это можно регулировать с помощью клавиш «+» и «–», приближаясь к объекту или отдаляясь от него (рис. 1б). Теперь щелкаем левой кнопкой мыши, и курсор автоматически перемещается точно в центр площадки (рис. 1в). По умолчанию в программе может быть включена привязка к сетке, то есть курсор будет двигаться строго по узлам сетки, и в этом случае нельзя навести курсор на объект. Чтобы отключить привязку к сетке, нажимаем горячую клавишу S. Размер квадратика можно изменять нажатиями клавиш PgUp и PgDn. Не следует слишком сильно увеличивать размер квадратика, иначе в его область будет попадать несколько объектов, и в этом случае привязка может осуществляться не к тому объекту. Оптимальный размер квадратика тот, который не выходит за пределы области перекрестия, как показано на рис. 1.
При работе над проектом возникает необходимость узнать параметры того или иного объекта, будь то проводник, площадка или отверстие. Самая важная информация об объекте, которая может понадобиться пользователю, — размер, форма и номер Д‑кода объекта. Для получения этой информации в программе есть специальная команда Info/Query/All (или горячая клавиша Q).
Выбрав эту команду, приближаемся к объекту таким образом, чтобы квадратик курсора обязательно перекрывал его центр. Щелкаем левой кнопкой мыши. Появляется окно с информацией об объекте, а сам объект выделяется белым цветом.
Рассмотрим окно информации на примере линии (рис. 2):
- Type — показывает тип объекта. Возможные варианты объектов: Flash — площадка, Line — проводник, PlatedDrillHole — металлизированное отверстие, MillPath — фрезеровка и т. д.
- Layer — имя слоя, на котором расположен объект.
- Layer Type — тип слоя, на котором расположен объект.
- Dcode — номер Д‑кода.
- Shape — форма объекта.
- Size — размер объекта.
- Pt — координаты начала объекта.
- Pt — координаты конца объекта.
- Line Length — длина объекта.
- Net — номер цепи, к которой принадлежит этот объект (если в проекте создан список цепей).
После того как на экране появилось окно с информацией по объекту, можно, нажав горячую клавишу Н, подсветить все подобные объекты, выполненные данной апертурой. Данный прием используется для того, чтобы, например, визуально оценить, где и как расположены проводники определенной ширины или площадки одного диаметра. Повторное нажатие клавиши Н отключит подсветку этих объектов. Необходимо помнить, что, когда в проекте включены все слои и нужный объект расположен под другими объектами (например, отверстие перекрывается площадками и масками), с первого раза иногда не удается попасть в нужный объект, то есть в информационном окне будут отображаться свойства других объектов. При этом можно последовательно щелкать левой кнопкой мыши, пока не будет выбран нужный объект, либо можно отключить все лишние слои, оставив только слой с нужным объектом.
Наряду с определением свойств объекта часто нужно измерить расстояние между различными объектами проводящего рисунка. Для этого используются следующие команды: Info/Measure/Point-Point (измерение расстояния между двумя точками) и Info/Measure/Object-Object (измерение расстояния между двумя объектами).
Для измерения расстояния между двумя точками необходимо:
- Запускаем команду Info/Measure/Point-Point.
- Наводим курсор на центр первого объекта и щелкаем левой кнопкой мыши (кнопку мыши не удерживаем).
- Наводим курсор на центр второго объекта. При этом появляется белая линия, которая тянется за курсором. Щелкаем левой кнопкой мыши по второму объекту. Если с первого раза не удалось попасть в нужную точку, то можно, щелкнув правой кнопкой мыши, повторить попытку.
- Появляется информационное окно (рис. 3).
Содержание информационного окна:
- pt1 — координаты первой точки;
- pt2 — координаты второй точки;
- dx — расстояние по оси Х;
- dy — расстояние по оси Y;
- dist — дистанция между двумя точками;
- angle (deg) — угол, под каким производилось измерение.
С помощью данной команды, например, можно измерить габариты платы, шаг выводов компонента и любое другое расстояние.
Измерение расстояния между двумя объектами выполняется аналогичным образом:
- Запускаем команду Info/Measure/Object-Object.
- Наводим курсор на центр первого объекта и щелкаем левой кнопкой мыши. При этом он выделяется белым цветом.
- Наводим курсор на центр второго объекта и щелкаем левой кнопкой мыши. Второй объект также подсвечивается белым цветом.
- Появляется информационное окно.
При данном способе измерения программа определяет зазор между краем одного объекта и краем другого объекта, выбирая при этом точку, где объекты расположены максимально близко друг к другу. Между данными точками появляется белая линия.
Команды редактирования объектов
Редактирование объектов в программе осуществляется по следующему алгоритму:
- Запуск команды редактирования.
- Выбор одного объекта или группы объектов.
- Выбор точки привязки (в зависимости от команды).
- Применение команды к выбранным объектам.
- Завершение работы команды.
Прежде чем начать изучать непосредственно команды редактирования, необходимо познакомиться с методами выделения объектов. В программе предусмотрены различные способы выделения объектов. Рассмотрим каждый из них подробно.
Выделение одного/нескольких объектов
После запуска команды редактирования щелкаем левой кнопкой мыши по нужному объекту (он подсвечивается белым цветом). Если требуется выделить несколько объектов, то, удерживая клавишу Ctrl, щелкаем по объектам. Необходимо помнить, что при выделении объектов обязательно должна быть включена привязка к объектам. Вид курсора с включенной привязкой показан на рис. 4а.
Данный способ не подходит для выбора большого количества объектов.
Выделение группы объектов окном
Запускаем команду редактирования и нажимаем клавишу W. Курсор при этом изменит свой вид (рис. 4б). С помощью клавиш «+» и «–» приближаемся к группе объектов. Выделяем прямоугольным окном нашу группу объектов. Для этого щелкаем левой кнопкой мыши по первой точке прямоугольника (кнопку мыши не удерживаем). Появляется белый прямоугольник, размер которого мы регулируем так, чтобы в этом прямоугольнике находилась нужная группа объектов. Еще раз щелкаем левой кнопкой мыши. Объекты, которые попали в область прямоугольника, будут выделены и подсвечены белым цветом.
Выделение группы объектов окном с пересечением
Запускаем команду редактирования, нажимаем клавишу W, а затем клавишу С. Курсор при этом изменит свой вид (рис. 4в). Далее так же выделяем прямоугольным окном нужную группу объектов. При этом выделяются не только те объекты, которые попали в область прямоугольника, но и те, что были пересечены линиями прямоугольника. Данный способ выделения полезен в том случае, когда нужно выделить длинные проводники — для этого достаточно зацепить прямоугольником только часть проводников.
Выделение группы объектов за пределами окна
Запускаем команду редактирования, нажимаем клавишу W, а затем клавишу I. Курсор при этом изменит свой вид (рис. 4г). Выделяем прямоугольным окном нужную область. В данном случае будут выбраны объекты, которые не попали в область выделения. Такой способ используется, например, когда из мультипликации однотипных плат нужно оставить только одну. Для этого включаем все слои и выбираем прямоугольным окном плату, которую нужно оставить, одновременно выделяются все объекты, расположенные вокруг указанной нами платы.
Выделение группы объектов за пределами окна с пересечением
Запускаем команду редактирования, нажимаем клавишу W, затем клавишу С и потом клавишу I. Курсор при этом изменит свой вид (рис. 4д). Данный способ аналогичен предыдущему, только в этом случае еще будут выделяться объекты, пересеченные линиями прямоугольника.
Замечания по выделению группы объектов:
- Если первая точка прямоугольника была выбрана неудачно, можно, щелкнув правой кнопкой, выбрать ее повторно.
- Если не устраивает результат выделения, то можно его отменить, дважды щелкнув правой кнопкой мыши, и повторить выделение прямоугольником.
- После выделения одной группы объектов можно сразу же выделить другую группу, и так до тех пор, пока не будут выделены все нужные объекты.
- Необходимо следить за тем, какие слои включены, то есть что отображается на рабочей области, иначе при выделении можно захватить ненужные объекты.
- После выделения группы объектов необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши для завершения выбора.
Курсор при выборе точки привязки представлен на рис. 4е.
Выделение объектов с помощью специальной панели
После запуска некоторых команд редактирования (Move, Copy, Delete и т. д.) на месте окон Active Dcode и Active Layer появляется специальная панель, которая позволяет выделять объекты более избирательно. Для разных команд вид ее будет немного отличаться, поэтому пока изучим неизменную часть этой панели (рис. 5).
Рассмотрим опции выбора данной панели.
- Drw — выбор проводников.
- Flsh — выбор площадок.
- Drill — выбор отверстий.
- Mill — выбор пути фрезерования.
- Filter — выбор с помощью фильтра.
- Prev — выбор предыдущего выделения.
- SelectAll — выбрать все с учетом всех опций панели.
По умолчанию галочки везде выставлены, это означает, что при нажатии кнопки SelectAll на рабочей области будут выделены все объекты (не забываем, что объекты будут выделяться только на включенных слоях). Теперь попробуем убрать галочку с Drw и нажать кнопку SelectAll или горячую клавишу А. В этом случае будут выделены только площадки (тип объекта Flash). Аналогично с опцией Flsh: если мы снимаем галочку, то в этом случае будут выделяться только проводники. Но также нельзя забывать об опциях Drill и Mill, если в проекте присутствуют слои сверловки и фрезеровки и они включены, то отверстия и пути фрезерования также будут выделяться. Поэтому если мы хотим работать, например, только с площадками, то нам нужно убрать галочку не только с Drw, но и с Drill и Mill, чтобы случайно не выбрать сверловку или фрезеровку, либо отключить эти слои в панели управления слоями.
Для более детального выбора объектов необходимо использовать кнопку Filter, при нажатии которой появляется окно Selection Filters (рис. 6). Основной и часто используемый параметр — это Dcodes. Как мы уже говорили, все объекты выполнены определенными апертурами с индивидуальными номерами Д‑кодов. Зная номер Д‑кода объекта, можно выделить все подобные объекты, которые выполнены апертурой с данным номером. Для этого в строке Dcodes нужно записать номер Д‑кода объекта, нажать кнопку ОК и затем нажать кнопку SelectAll.
Для примера опишем последовательность действий выбора однотипных площадок.
- Находим одну из площадок и определяем ее свойства с помощью команды Info/Query/All.
- Запоминаем номер Д‑кода апертуры.
- Включаем только те слои, на которых расположены нужные площадки.
- Запускаем команду редактирования.
- В появившейся панели снимаем галочку с опции Drw. Дело в том, что с помощью одной апертуры в проекте могут быть созданы как проводники, так и площадки. И если галочку с Drw не снимать, то при выделении площадок могут быть выделены и проводники (если они, конечно, выполнены той же апертурой и расположены в этом же слое/слоях). А потому на всякий случай снимаем галочку с Drw. Когда мы хотим выделить только определенные проводники, нужно снимать галочку с Flsh.
- Нажимаем кнопку Filter и в поле Dcodes вводим номер Д‑кода апертуры.
- Нажимаем кнопку ОК, а затем кнопку SelectAll.
В этом случае у нас будут выделены только площадки с определенным Д‑кодом.
При необходимости можно вводить несколько номеров Д‑кодов, для этого номера следует разделять запятыми. Также можно исключать из выбора определенные Д‑коды, и тогда перед номером нужно поставить знак «–». Когда строка Dcodes остается пустой, это означает, что будут выбираться все Д‑коды. Для более упрощенного ввода номеров Д‑кодов можно использовать кнопку Dcode Filter. Если нажать на нее, появляется окно Dcode Filter Selection (рис. 7). В данном окне нужно поставить галочку напротив того Д‑кода, который должен быть включен в фильтр.
Строка Tool References предназначена для ввода номера инструмента при выделении отверстий и пути фрезерования. В Polygon Filter и Text Filter задаются параметры выбора полигонов и текста соответственно. О полигонах и тексте мы поговорим более подробно на следующих уроках. Необходимо помнить, что после установки всех фильтров нужно нажимать кнопку SelectAll, чтобы применить эти фильтры ко всем объектам, расположенным на включенных слоях.
Все рассмотренные способы выделения объектов можно использовать как отдельно, так и совместно. Например, выделить только определенные проводники в нужной области слоя. Для этого после запуска команды редактирования снимаем галочку с Flsh и в поле Dcodes вводим Д‑код проводника, но кнопку SelectAll при этом не нажимаем. Вместо нее нажимаем кнопку W и окном выделяем нужную область.
Команда перемещения объектов Move
Команда предназначена для перемещения объектов. Перемещение может производиться как в пределах одного слоя, так и на другой слой. Рассмотрим принцип работы команды:
- Запускаем команду Edit/Move. Появляется панель перемещения объектов, часть из которой нам уже знакома (рис. 8).
- Включаем слой, на котором расположены нужные объекты (остальные слои отключаем).
- Выделяем группу объектов одним из способов, описанных выше.
- После выделения объектов необходимо выбрать точку привязки. Точкой привязки может быть любая точка на рабочей области экрана, но, как правило, перемещение осуществляется относительно какого-либо объекта. Например, если мы перемещаем группу площадок, то точкой привязки может быть одна из площадок. Для выбора точки привязки просто щелкаем левой кнопкой мыши в нужной области. Появляется прямоугольник, который описывает наши выделенные объекты. Если нажать кнопку В, то вместо прямоугольника появятся сами перемещаемые объекты.
- Наводим курсор в нужную точку рабочей области и щелкаем левой кнопкой мыши. Объекты будут расположены в новом месте, но процесс перемещения еще не завершен. Можно дальше продолжать перемещать объекты. Для того чтобы окончательно завершить процесс перемещения, следует нажать правую кнопку мыши.
- Перемещение объектов завершено, но команда все еще остается активной, и можно дальше продолжать перемещать другие объекты.
- Для полного завершения работы команды необходимо нажать правую кнопку мыши.
- На панели перемещения объектов присутствует кнопка L0, это означает, что перемещать объекты мы можем под произвольным углом. Если мы щелкаем по этой кнопке левой кнопкой мыши или нажимаем клавишу О, то вид кнопки изменится на L90. В этом случае объекты будут перемещаться строго под 90°. Повторный щелчок меняет кнопку на L45 (перемещение под 45°). И третий щелчок возвращает все в исходное положение.
С помощью кнопки Move to Layer мы можем переместить выбранные объекты на любой другой слой.
Перемещать объекты можно не только произвольно, но и на определенное расстояние. Процедура выполняется с помощью панели координат Coordinate Bar. Для этого выделяем объект или группу объектов, выбираем точку привязки, относительно которой будет происходить перемещение, и переходим в панель координат. В этой панели выбираем тип координат: кнопка Abs (абсолютные координаты) — перемещение будет производиться относительно нуля проекта; кнопка Rel (относительные координаты) — перемещение будет происходить относительно точки привязки. Вводим значения по Х и по Y и нажимаем Enter.
При запуске команд редактирования в строке состояния Status Line появляется информация о запущенной команде и некоторым подсказкам.
Результат выполнения многих команд редактирования можно отменить командой Edit/Undo (горячая клавиша U); чтобы вернуть все обратно, выполняем команду Edit/Redo (горячая клавиша Ctrl+U).
На следующем уроке мы продолжим изучать команды редактирования.