Lifelong Learning:
уровень технологий требует постоянного обучения
— Алексей, ваша компания строит и модернизирует предприятия по всей России. Как вы оцениваете квалификацию инженерных кадров в высокотехнологичных отраслях? Достаточно ли специалистов?
— Реализованные и текущие проекты компании «ЭлТех» охватывают большую часть субъектов Российской Федерации. Ситуация с кадрами достаточно неравномерная: как правило, в регионах с сильными техническими вузами положение лучше. В некоторых регионах уже можно говорить о появлении определенной конкуренции за высококвалифицированных специалистов, в том числе местные власти разрабатывают программы привлечения молодых кадров. За последние годы престиж инженерных профессий снова начал повышаться, постоянно увеличивается число вузовских конкурсов по инженерно-техническим специальностям. Процессу способствует и объективно высокий спрос на эту категорию работников, соответственно, повышается и уровень зарплат в промышленном секторе. Свою роль играет и поднявшийся уровень оснащенности и автоматизации современных предприятий.
Улучшилась научно-исследовательская база образования: 15 лет назад в университетах стояло безнадежно устаревшее оборудование, а сегодня благодаря ряду госпрограмм многие российские вузы оснащены не хуже европейских. Это позволяет вместе с иностранными партнерами вести исследования, в ходе которых студенты и аспиранты стажируются за рубежом, общаются с коллегами, смотрят, как организовано взаимодействие с производством в других странах, — все это позволяет подготовить специалистов достаточно высокого уровня. Конечно, огромные возможности — дистанционное обучение, доступ к оборудованию, распределенным вычислительным возможностям — предоставляет Интернет. Сказываются и меры популяризации инженерных профессий.
Тем не менее дефицит профессионалов ощущается сильнейший. Можно уже говорить и о дефиците компетенций, когда в отдельных областях знаний и свойственных им видах деятельности специалисты отсутствуют совсем. Ведь есть несколько десятков ведущих вузов, способных обеспечить образовательный процесс на высоком уровне, в том числе и совместно с бизнесом, заинтересованным в выпускниках. А учреждений высшего образования в стране порядка 1000, в частности около 400 инженерных, однако за 20 лет во многих из них мало что изменилось. Но курс на выявление лидеров высшей школы, субсидирование их развития, поиск и внедрение новых образовательных практик, их дальнейшее распространение по всей стране — правилен, это здоровая конкуренция, стимулирующая вузы повышать качество образования, привлекать больше абитуриентов. Ведь проблема подготовки новой научной и инженерной элиты страны — вопрос нашего будущего, и подобный вопрос актуален во всем мире, а не только в нашей стране.
— Хороший инженер — это исключительно «технарь» или современный рынок выдвигает другие требования к специалисту?
— Еще Сергей Юльевич Витте говорил о том, что подготовка инженера без гуманитарной составляющей «не только безнравственна, но и губительна для страны». Сегодня умение работать в команде, широкий кругозор, способность эффективно вести коммуникацию в глобальном мире, готовность быть лидером — все эти качества, так называемые soft skills, необходимы и должны быть заложены еще в школе и вузе. И те процессы, которые мы видим в передовых вузах, например ориентация на предпринимательскую деятельность молодежи, способствуют выработке таких навыков. Даже если студент не добьется успеха в своем стартапе, он научится работать с коллегами, доносить свои идеи, брать на себя ответственность и принимать решения.
Следующий момент. Задача вуза в современный период — научить студента разбираться в огромных объемах данных, качественных или ложных, принять оптимальные для себя способы поиска и использования информации. В этом я вижу одну из актуальных задач для современного успешного человека.
— Вы упомянули о сотрудничестве вузов и бизнеса. Насколько стороны действительно в нем заинтересованы и какие шаги в этом направлении делаются?
— Интерес, безусловно, есть. Работодатель хочет получить специалиста, готового с первого дня работать и повышать производительность своего труда, и наиболее простой способ — это принять участие в образовательном процессе, в СССР такие функции были заложены в системе базовых кафедр. В 1990‑е, с развалом промышленности, они перестали развиваться, но в последние годы на них снова обратили внимание. Например, у нашего партнера, университета ИТМО, больше двух десятков базовых кафедр, созданных совместно с предприятиями Петербурга, всего же по России около 700 базовых кафедр.
Другое дело, что связи науки и промышленности, опыт и формы сотрудничества — все выстраивается заново, в новом формате. При плановой экономике отдельных аспектов взаимодействия просто не существовало, поэтому сторонам приходится создавать модели совместной работы практически с нуля. Здесь важно не просто формализовать связи, а установить взаимный интерес, более того — взаимозависимость. Наука, бизнес, производство — системы в достаточной мере автономные, тяготеющие к сохранению своего статус-кво, своих ценностей и даже потребностей. Из положительных примеров построения взаимодействия науки и бизнеса можно отметить деятельность Межотраслевого объединения наноиндустрии, участие в которой принимаем и мы. Более 130 предприятий отрасли осуществляют экспертизу и утверждение профессиональных стандартов. То есть формируют требования к выпускникам, на которые может ориентироваться вуз при разработке образовательной программы. Объединение формирует и системы оценки компетенций специалистов, совместно с вузами внедряет новые учебные курсы. Этот процесс пока только набирает обороты, но есть основания полагать, что с каждым годом сотрудничество науки и бизнеса будет теснее.
Для компании «ЭлТех» важнейшей характеристикой сотрудничества с вузами является технологическое партнерство в решении прикладных задач. В первую очередь, конечно, возможность оценки технологий, направлений их развития. С привлечением высших учебных заведений все чаще проводится технологический аудит. Кадровое сотрудничество строится на принципе подготовки и перепрофилирования сотрудников предприятий, работы по модернизации которых ведутся нашей компанией. Один из примеров — технология производства волоконно-оптической продукции. Еще на этапе проработки проекта создания Инжинирингового центра волоконной оптики (ИЦВО) в технопарке «Мордовия» к работе подключились вузы — Петербургский ИТМО и МГУ им. Н. П. Огарева, Академия наук — НЦВО РАН. К моменту запуска Центра университеты при поддержке ФИОП «Роснано» разработали совместную образовательную программу. Кроме того, когда сам центр существовал только в чертежах, началась подготовка инженеров по специальностям, которых прежде не было в России.
В сложных комплексных проектах мы стараемся действовать по схеме, обязательно включающей вуз в качестве технологического партнера. В зависимости от поставленных задач есть несколько вариантов — от отработки технологических процессов и проведения НИОКР до совместных проектных групп и создания ресурсного центра, в дальнейшем обеспечивающего развитие технологий. Естественно, такие центры следует создавать при наиболее компетентных научных учреждениях. Их задача — прикладное, практическое применение и усовершенствование базовой технологии. Так, несколько лет назад появились технологические центры развития литий-ионных, тонкопленочных технологий при ФТИ им. А. Ф. Иоффе РАН. Сегодня подобных научно-технических центров уже достаточно много — только при участии «ЭлТеха» завершено более 10 таких комплексных проектов, некоторые еще находятся в стадии реализации.
Взаимодействие компании с вузами достаточно тесное и разностороннее, что приносит свои плоды. В нашем случае как раз актуален вариант, когда обе стороны заинтересованы в сотрудничестве.
— Как вы оцениваете послевузовское образование, насколько сейчас доступно развивать свои компетенции в условиях работы на предприятии?
— Рынок формирует спрос на квалифицированных специалистов, которые постоянно получают новые знания. Самообразование при этом, конечно, решение очевидное, но далеко не самое универсальное. Общение с экспертами, обмен опытом с коллегами всегда даст более объемную картину. Снова актуализируется концепция непрестанного добровольного поиска новых знаний, уже в обновленном формате Lifelong Learning (обучение на протяжении всей жизни). Предложений на рынке достаточно, остается только выбирать. Что касается финансовой стороны, государство зачастую субсидирует повышение квалификации. В сфере инжиниринга государственная поддержка появилась не так давно, но уже в 2015 году в рамках ведомственной программы Минобрнауки «Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015–2016 годы» почти 4000 специалистов более чем от 400 предприятий были направлены на обучение. До этого работала президентская программа. В целом я считаю, что в России прекрасные возможности и для образования, и для повышения квалификации. При этом экономика остро нуждается в высокообразованных кадрах и будет нуждаться еще в большей мере.
Интервью провел Юрий Скулов