Как изменилась индустрия неоновой рекламы за последние 100 лет?
Газоразрядная лампа представляет собой стеклянную трубку, внутрь которой закачан инертный газ или смесь инертных газов. Иногда в эти газы также добавляют порцию ртути для изменения окраски свечения. При пропускании электрического разряда инертные газы начинают ярко светиться: это связано с заполненностью их внешней электронной оболочки. Свет получается ровным, равномерно распределяющимся по всей поверхности и идет в разные стороны, поэтому спутать газоразрядную лампу невозможно ни с чем. Именно эту особенность и использовал Жан Клод, а после него и все производители неоновых ламп.
Неоновые лампы сами по себе прекрасны: они дают яркий ровный свет, практически не нагреваются, служат очень долго и могут иметь почти любую форму, которую ей придаст стеклодув. Однако у них есть два очень серьезных недостатка:
- Сложности с приданием формы: для создания штучных неоновых ламп необычной формы необходимы специальное оборудование и специалисты-стеклодувы. Оборудование стоит дорого и потребляет немало энергии — стекло ведь надо плавить. Квалифицированные стеклодувы сегодня редкость, и их услуги также недешевы.
- Хрупкость: неоновые лампы очень хрупкие, их можно разбить даже случайно, задев отверткой и тем более легко вандал может повредить вывеску при помощи обычного камня.
Все это делает неоновые вывески со стеклянными лампами не самым удачным решением для массового использования на улицах и тем более в интерьерах, где их легко можно задеть. В том числе и поэтому, а также в силу культурных изменений, начиная с 60-х годов прошлого века, неоновая реклама постепенно уступала место другим форматам. Однако примерно 10 лет назад неоновые вывески снова очень популярными, и теперь они встречаются не только на улице, но и в интерьерах, в том числе домашних. Что же изменилось?
Изменилась технология. Теперь вместо стеклянных неоновых ламп в неоновых вывесках в основном используется гибкий неон.
Гибкий неон — это светодиодная лента, которая заключена внутрь светорассеивающего шнура из силикона. Светодиоды являются источником света, а силикон рассеивает его и защищает светодиодную ленту от механических повреждений. Поскольку сегодня светодиоды выпускаются миллиардами штук и стоимость светодиода снизилась буквально до цента и даже меньше, гибкий неон стоит очень недорого. Работать с ним несложно: потребуется минимальный набор инструментов и небольшая мастерская. Поэтому себестоимость и, как следствие, цена неоновой вывески в розницу невысока. Маленькие неоновые светильники для дома продаются по цене от 2000 рублей (варианты можно посмотреть, к примеру, на https://moscowneon.ru/instock), а большие коммерческие вывески примерно по цене от 10000 рублей. Даже очень большая сложная вывеска с общей протяженностью неона порядка 10 м будет стоить меньше 100 000 рублей, между тем как аналогичная конструкция на основе газоразрядных ламп обойдется примерно на порядок дороже.
Разумеется, у вывесок из гибкого неона есть свои недостатки: светодиоды со временем начинают гореть менее ярко и в конечном итоге перегорают полностью. Однако ресурс светодиодной ленты, по разным оценкам, составляет от 10000 до 100000 часов. Это значит, что даже при непрерывной работе и правильном электропитании вывеска может служить примерно от 1 до 10,5 лет. На практике же вывеска не включается в круглосуточном режиме. Даже при коммерческом использовании неоновая вывеска работает примерно 8-10 часов в день, поэтому срок ее службы может быть намного больше. Все это сделало вывески из гибкого неона гораздо более популярными и изменило индустрию неоновой рекламы. Сегодня такие вывески перестали быть атрибутом только крупных и особо успешных компаний. Позволить их себе может как малый бизнес, так и рядовые потребители, которым просто нравится использовать дополнительные источники яркого освещения в домашнем интерьере.