Контрактное производство электроники в России

№ 5’2015
PDF версия
Контрактное производство электроники — особый вид аутсорсинга, при котором изготовление различных электронных устройств делается на заказ на базе независимого контрактного производителя электроники (подрядчика), при этом все работы по согласованию заказа и выпуску электронных устройств ведутся одним подрядчиком. Слово «контракт» в данном случае используется для того, чтобы подчеркнуть особые отношения между заказчиком и подрядчиком.

Объем обязанностей может быть поделен между заказчиком и подрядчиком произвольным образом, кроме того, к процессу производства электронных устройств может быть привлечена третья сторона, которая занимается разработкой, поставкой комплектующих, специальным тестированием.

Заказчик предоставляет конструкторскую документацию (также возможна поставка комплектующих) для электронного устройства, которое хочет получить, а подрядчик берет на себя ответственность за технологическую сторону процесса, реализацию идеи заказчика, разработку электронных устройств, поставку печатных плат, электронных компонентов и технологических материалов, монтаж печатных плат, тестовые проверки продукции, логистику, утилизацию и т. д.

Контрактное производство электроники в России

В рамках контрактного производства может создаваться как самая простая с точки зрения технологии, так и сверхсложная (когда конструкторы, технологи, разработчики работают с ней на протяжении всего жизненного цикла) продукция.

Основными этапами производства электроники по контракту являются:

  • разработка электронного устройства, создание проекта и конструкторской документации (основная задача заказчика);
  • подбор и поставка электронных компонентов (этот и все остальные этапы реализует производитель);
  • монтаж печатных плат (ручной или автоматический монтаж, рисунок);
  • сборка изделия и его испытания.

В настоящее время контрактное производство может осуществляться двумя типами:

  1. Производство по ограниченному циклу: выполнение отдельных технологических операций различными производителями и все вопросы по заказу компонентов, печатных плат, разработке электронных устройств, связям с производителями, складированию и транспортировке заказчик решает самостоятельно. В этом случае, с одной стороны, обеспечивается четкое соответствие требованиям заказчика на каждом этапе выполнения заказа, с другой — возможны многочисленные накладки, связанные с несогласованностью или недостаточной координацией действий разных производителей.
  2. Производство по полному циклу: один подрядчик полностью берет на себя процесс изготовления продукта, от разработки электронного изделия и поставки комплектующих до отгрузки готовой продукции заказчику. Этот вариант является более удобным и менее затратным и рискованным для заказчика, так как предполагает, по сути, лишь заказ продукции у подрядчика и получение ее. Такой тип услуг дает возможность получить нужное электронное устройство, а при необходимости доработки или обновления — обратиться к одному подрядчику, а не искать исполнителя на каждом этапе и заново распределять обязанности. Это комплексная услуга, в которую входит разработка электронных устройств, подготовка комплекта необходимой документации, производство печатных плат, поставка электронных и технологических материалов, монтаж печатных плат, сборка изделий в корпус, тестирование и упаковка. Можно сказать, что в настоящее время это наиболее выгодный вариант услуг по контрактному производству.

Контрактное производство электроники появилось в России в конце 1990‑х гг. на базе военной промышленности СССР, ориентированной на создание электроники. Ближе к 2000‑м годам производство электроники перешло из военного сектора в гражданский и стало осваивать новый рынок. Естественно, это происходило стихийно, и каждый производитель электроники стремился завладеть максимально широким сегментом новой области. В итоге те производители электроники, которым удалось в достаточной степени нарастить мощности, сформировать стабильную клиентскую базу и партнерскую сеть, сумели выйти на уровень среднесерийного производства электроники. Однако последовавший за этим период кризиса и стагнации (2005–2008 гг.) привел к тому, что благодаря изменениям в структуре данного сегмента, перераспределению клиентской базы, переориентации коммерческой и маркетинговой стратегии большая часть предприятий, работающих с электроникой, перешла на контрактную основу и заняла особое, нишевое положение на рынке контрактного производства электроники. Как утверждает В. Лысов [1], такая ситуация (выпуск определенных радиоэлектронных изделий, собранных для конкретного потребителя, партиями до 50 тыс. шт.) является нормальной для данного сегмента бизнеса в России (в отличие от серийного производства электроники в Юго-Восточной Азии), то есть самое адекватное положение производства электроники на российском рынке является нишевым.

По классификации В. Лысова, всех заказчиков, прибегающих к услугам контрактного производства электроники, можно разделить на четыре основные группы [1]:

  • разработчики электроники (5–10% заказчиков): конструкторы, схемотехники, программисты, которым необходимо подготовить проект для серийного производства;
  • предприятия, производственная деятельность которых составляет основу стратегической независимости и безопасности страны (40–60% заказчиков);
  • владельцы коммерческих проектов, грамотно определяющие экономическую эффективность размещения заказов на внешних и внутренних площадках (20–30% заказчиков);
  • организации, охраняющие собственные новейшие разработки от несанкционированного клонирования на неподконтрольных им производственных мощностях (10–15% заказчиков).

Как можно заметить, все эти группы заказчиков заинтересованы именно в производстве на контрактной основе (каждая по своей причине), а потому данный сегмент электронного производства в России является доминирующим и наиболее востребованным (табл. 1). Заказчик сам может определить все тонкости производства электронных изделий, которые ему необходимы, и начать сотрудничать с тем подрядчиком, который сможет предоставить ему максимально выгодные условия (точность выполнения деталей заказа, время его исполнения, его стоимость и др.).

Таблица 1. Объем и рост российского рынка контрактного производства

Временной период

2011

2012

2013

2014

Общий объем рынка, $ млн

116

157

204

249

Рост рынка контрактного производства

35

30

22

Общая стоимость услуг по комплектации, $ млн

68

97

132

169

Общая стоимость производственных услуг контрактного производства, $ млн

48

60

72

80

Рост общей стоимости производственных услуг контрактного производства, %

25

20

12

В связи с тем что определяющую роль при контрактном производстве электроники в России играет проект заказчика, особую значимость приобретают взаимовыгодные условия сотрудничества между ним и подрядчиком. Такие особенности, как ориентация на национальное производство электроники, разовые или нерегулярные заказы, нечеткое соответствие мировым стандартам в связи с гибким подходом к производству конкретного электронного изделия, способствуют тому, что на первый план в сотрудничестве выходит взаимопонимание разработчика устройства и его производителя, способность идти на компромисс в ценовой политике, умение подстроиться под постоянные изменения в конструкторской документации и составе комплектации. В подобных условиях огромную роль приобретает высокий профессионализм подрядчика, высокая степень его ответственности за реализацию проекта, его умение приспосабливаться к изменяющимся требованиям заказчика, наличие возможности проведения дополнительных тестовых испытаний, быстрой переориентации на производство другого электронного изделия, умение обосновать необходимость внесения изменений в конструкторскую документацию и много других подобных моментов. Таким образом, одной из важнейших характеристик контрактного производства электроники является высокий профессионализм подрядчика и широкая сеть контактов в этой сфере, которая помогает быстро и четко решать возникающие в ходе производства проблемы (табл. 2).

Таблица 2. Ведущие российские контрактные производители

Компания

Город

Объем продаж услуг КП в 2014 г., $ млн

Доля заказов с услугами комплектации, %

Персонал, человек

Начало работы
на рынке КП

Альтоника

Москва

18,4

90

200

2001

Эталон

Тверь

17,1

80

170

2005

Макро ЕМС

Санкт-­Петербург

16,8

90

35

2007

Абрис­Технолоджи

Санкт­-Петербург

15,8

90

160

2004

ЮПЗ Промсзвязь

Юрьев­Польский

13,8

50

800

2005

Пантес

Санкт­-Петербург

13,2

90

120

2005

Доломант

Москва

11,8

75

170

2003

ЭРИКОН

Санкт­-Петербург

10

70

100

2005

АЛТ Мастер

Москва

8

35

150

2004

Микролит

Москва

8

10

170

2004

Центрсвязь информ

Санкт-­Петербург

8

30

150

2008

ЦТС

Калининград

8

90

1100

2010

Энфорсис

Москва

8

30

200

2010

Контракт­Электроника

Москва

7

100

22

2003

Таким образом, основными преимуществами контрактного производства электроники являются:

  1. Индивидуальный подход к каждому заказу.
  2. Гибкость в реализации проекта (разработка конструкторской документации, подбор компонентной базы, возможность внесения изменений, доработки).
  3. Возможность сначала изготавливать электронные изделия небольшими партиями с постепенным наращиванием объемов производства.
  4. Делегация заказчиком части полномочий подрядчику дает возможность сконцентрироваться на вопросах менеджмента и маркетинга, зная, что технологическая сторона процесса находится в ведении специалистов высокого уровня.
  5. Заказчик имеет право выбрать того подрядчика, с которым ему максимально выгодно сотрудничать, что положительным образом сказывается на стоимости изделия, сроках вывода изделия на рынок и качестве самого изделия.
  6. Благодаря постоянному развитию сферы контрактного производства электроники у заказчика появляется доступ к новейшим технологиям, которые он может после предварительной апробации внедрить в собственное производство.

Подводя итоги, можно сказать, что контрактное производство электроники — перспективная и динамично развивающаяся сфера бизнеса, которая позволяет максимально удовлетворить потребности заказчиков и заставляет производителей постоянно искать новые технологические решения и «держать себя в тонусе» для привлечения новых клиентов.

Литература
  1. Лысов В. Контрактное производство электроники: альтернативы сотрудничеству нет // Печатный монтаж. 2010. № 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *