Программа САМ350.
Урок 4. Команды редактирования
Команда копирования объектов Copy
С помощью данной команды осуществляется копирование объектов как в пределах одного слоя, так и на другие слои. По принципу действия команда очень похожа на команду Move, поэтому рассмотрим только некоторые моменты, например создание нескольких копий платы (мультиплицирование).
- Запускаем команду Edit/Copy, появляется панель копирования объектов (рис. 1).
- Выделяем все объекты на рабочей области, нажав кнопку SelectAll (не забываем включить все слои).
- Выбираем точку привязки. Если будем копировать с помощью панели координат Coordinate Bar, то точка привязки может быть любой.
- В окне Copies задаем количество копий. Например, если задаем 5 копий, то к существующей плате добавятся еще пять плат. Нажимаем Enter.
- Переходим в панель Coordinate Bar и выбираем относительные координаты (кнопка Rel).
- Вводим значения по Х и по Y и нажимаем Enter. Например, если мы хотим скопировать плату размером 100×100 мм по оси Х с зазором между платами 10 мм, то мы должны в строке Х ввести значение 110, а в строке Y значение 0.
Для того чтобы скопировать объект на другие слои, нужно после выделения объекта нажать кнопку ToLayers и выбрать те слои, на которые мы хотим разместить копии объекта.
В некоторых случаях копировать/перемещать объекты удобнее с помощью сетки.
Как мы уже говорили, включение/отключение видимости сетки на рабочей области экрана осуществляется нажатием кнопки V. Изменить шаг сетки можно в панели Dashboard, окно Grid Selection. Для этого щелкаем левой кнопкой мыши по этому окну (вся информация в окне выделяется) и вводим новый размер сетки. Например, зададим размер ячейки сетки 2,5×2,5 мм, для этого вводим значение 2,5 и нажимаем Enter. Чтобы курсор стал перемещаться строго по узлам сетки, необходимо включить привязку к сетке, нажав клавишу S (отключение происходит нажатием этой же клавиши).
Теперь после выделения объекта и выбора точки привязки можно включить привязку к сетке и копировать объект, перемещаясь по узлам сетки.
Команда удаления объектов Delete
Данная команда позволяет удалять выделенные объекты на включенных слоях. Перед удалением появляется окно с запросом на удаление, при этом показано количество удаляемых объектов.
Этот прием можно использовать для того, чтобы быстро узнать количество или присутствие определенных объектов на слое/слоях. К примеру, необходимо узнать количество определенных площадок в заданной области. Для этого после выбора команды Delete через фильтр задаем Д‑код этой площадки и выделяем заданную область, в предупреждающем окне появится количество данных площадок.
Команда вращения объектов Rotate
Для того чтобы повернуть объект, необходимо выполнить следующие действия:
- Запускаем команду Edit/Rotate.
- Выделяем группу объектов.
- Задаем угол вращения. Угол можно выбрать из списка или задать вручную. При положительном значении вращение будет осуществляться против часовой стрелки, при отрицательном — по часовой.
- Выбираем точку, относительно которой будем вращать группу объектов (щелкаем по ней левой кнопкой мыши). Объекты повернутся на заданный угол, при повторном нажатии левой кнопки мыши происходит дальнейшее вращение объектов на тот же угол.
- Завершаем вращение, нажав правую кнопку мыши.
Команда зеркалирования объектов Mirror
Любой объект в программе можно зеркально отразить либо относительно горизонтальной оси, либо относительно вертикальной оси.
- Запускаем команду Edit/Mirror.
- Выделяем группу объектов.
- Нажимая кнопку Mirror Axis, выбираем горизонтальную или вертикальную ось, относительно которой будем зеркалировать группу объектов.
- Выставляем ось в нужную точку и нажимаем левую кнопку мыши.
- Нажимая правую кнопку мыши, завершаем зеркалирование объектов.
Команды для работы со слоями проекта (группа Layers)
Часть команд из этой группы мы уже рассматривали, когда изучали работу со слоями.
- Edit/Layers/Add Layers— добавление слоя/слоев.
- Edit/Layers/Remove— удаление слоя/слоев.
- Edit/Layers/Reorder— изменение порядка следования слоев.
Выравнивание слоев
Команда Align позволяет выровнять (совместить) один слой относительно другого. Например, когда к одной версии слоя подгружается тот же слой другой версии для сравнения, они могут быть не совмещены друг относительно друга. Данная команда как раз позволяет совместить эти слои. Рассмотрим последовательность действий:
- Запускаем команду Edit/Layers/Align.
- Делаем активным слой, относительно которого будем выравнивать другой слой.
- Щелкаем по объекту (точке) левой кнопкой мыши, создавая точку, относительно которой будем совмещать слои. Затем щелкаем правой кнопкой мыши для подтверждения выбора.
- Переходим к слою, который будем выравнивать.
- Щелкаем левой кнопкой мыши по тому же объекту (точке). Правой кнопкой подтверждаем выбор.
- Повторное нажатие правой кнопки приводит к совмещению слоев.
- Это не самый удобный способ совмещать слои, гораздо проще и быстрее совместить слои с помощью команды перемещения Edit/Move (урок № 3).
- Больший интерес представляют следующие три команды выравнивания:
- Edit/Layers/Snap Pad To Pad— выравнивание площадок слоя/слоев относительно площадок другого слоя.
- Edit/Layers/Snap Pad To Drill— выравнивание площадок слоя/слоев относительно отверстий.
- Edit/Layers/Snap Drill To Pad— выравнивание отверстий относительно площадок слоя.
В случае когда, например, герберы и сверловка были получены из старой версии PCAD, при их импорте в САМ350 можно наблюдать, что площадки слоев смещены относительно друг друга, а отверстия смещены относительно площадок. Для их выравнивания и предназначены эти три команды. Рассмотрим принцип действия команд на примере выравнивания площадок относительно отверстий.
- Запускаем команду Edit/Layers/Snap Pad To Drill.
- Появляется информационное окно (рис. 2).
- В Master Layer выбираем слой с отверстиями, относительно которых будем выравнивать площадки.
- В Snap Tolerance задаем допуск выравнивания. Если расстояние между центром отверстия и центром площадки будет меньше этого допуска, то площадка будет выровнена относительно отверстия. При выравнивании смещается только площадка, провод-ники остаются на месте.
- В столбце Snap выбираем слои, площадки которых будем выравнивать. Можно нажать кнопку Select All для выбора всех слоев.
- Нажимаем кнопку ОК.
Аналогичным образом работают другие команды выравнивания.
Команда масштабирования слоя
Изменение масштаба слоя:
- Запускаем команду Edit/Layers/Scale.
- Появляется информационное окно Scale Layer Data (рис. 3).
- Нажимаем кнопку Template Layer и выбираем исходный слой. Если перед запуском команды в панели управления слоями сделать активным определенный слой, то при запуске команды он автоматически появится в поле Template Layer.
- В поле Target Layer выбирается слой, в который будет помещен результат масштабирования (по умолчанию создается новый слой).
- В полях XScale Factor и YScale Factor задаем коэффициент масштабирования слоя в процентах.
Например, если коэффициент задать 200%, то мы получим двукратное увеличение размера слоя. При этом нужно заметить, что размер площадок и ширина проводников не меняются.
На уроке № 2 мы говорили о возможности замены одной апертуры другой. В процессе обработки слоев часто необходимо изменить размер/форму площадки или проводника. Как уже упоминалось, размер и форму объекта можно изменить редактированием апертуры в таблице апертур. Но при этом изменения коснутся проекта целиком, что не всегда приемлемо. Для избирательной замены одной апертуры другой применяется команда Edit/Change/Dcode. Рассмотрим принцип ее действия на примере изменения размера площадок на слоях.
- В таблице апертур создаем новую апертуру, а в ее параметрах — размер будущей площадки.
- С помощью команды Info/Query/All определяем номер Д‑кода старой площадки.
- Включаем только те слои, на которых будем менять размер площадки.
- Запускаем команду Edit/Change/Dcode. Появляется знакомая нам панель с возможностью фильтрации объектов (галочки на Drw, Flsh и кнопка Filter).
- Поскольку мы меняем размер площадки, необходимо убрать галочку с Drw, чтобы случайно не изменить размер проводников.
- Нажимаем кнопку Filter и в поле Dcodes вводим номер Д‑кода старой площадки. Нажимаем ОК.
- Нажимаем кнопку Select All, чтобы применить фильтр выбора ко всему слою. Также можно применить фильтр к определенной области. В этом случае вместо нажатия кнопки Select All мы нажимаем кнопку W и окном выделяем нужную нам область.
- В появившемся окне Change Dcode (рис. 4) нужно ввести номер Д‑кода новой апертуры либо выбрать из списка.
Команды по работе с точкой отсчета проекта
Координаты всех объектов отсчитываются от определенной точки проекта (ноль проекта). На рабочей области он обозначен в виде крестика. Для того чтобы изменить место точки отсчета, следует выбрать команду Edit/Change/Origin/Space Origin и щелкнуть левой кнопкой мыши в том месте, где будет располагаться новая точка отсчета. Изменение местоположения этой точки необходимо в случае экспорта программ сверления, фрезерования, а также слоев, где точка отсчета должна быть выставлена в строго определенном месте.
Командой Edit/Change/Origin/Grid Origin можно смещать сетку относительно рисунка. Запустив эту команду, нужно щелкнуть левой кнопкой мыши по требуемому объекту, и вся сетка в проекте сместится, так что узел сетки точно встанет в центр этого объекта. Например, рядом с одной платой нужно разместить другую с зазором 2 мм.
- Задаем шаг сетки 2.0:2.0.
- Запускаем команду Edit/Change/Origin/Grid Origin, включаем контур платы и щелкаем по правому нижнему углу. Узел сетки будет располагаться точно в углу контура.
- Запускаем команду копирования Edit/Copy, выделяем всю плату и в качестве точки привязки выбираем левый нижний угол платы.
- Включаем привязку к сетке и перемещаем копию платы по узлам сетки на расстоянии 2 мм от исходной.
Команда Edit/Change/Origin/Datum Coordinate используется, чтобы задать точку отсчета проекта относительно других объектов. В частности, когда нужно выставить точку отсчета на определенном расстоянии относительно площадки. Для этого запускаем команду и щелкаем левой кнопкой мыши по площадке, в появившемся окне вводим координаты данной площадки относительно будущего нуля.
Прежде чем мы начнем изучать другие команды редактирования, познакомимся с такими понятиями, как Vertex и Segment. Соединение двух или более проводников в одной точке называется Vertex (вершина), а участок проводника между двумя вершинами — Segment (сегмент). Пример вершин и сегментов показан на рис. 5.
Рассмотрим одну из наиболее часто используемых команд при редактировании проводящего рисунка платы — это команда Edit/Move Vtx/Seg. С ее помощью можно перемещать вершины и сегменты проводников. Рассмотрим это на примерах.
- Запускаем команду Edit/Move Vtx/Seg.
- Щелкаем левой кнопкой мыши по нужной вершине. Сегменты, прилегающие к этой вершине, подсвечиваются белым цветом.
- Перемещаем курсор в нужное место (за курсором тянутся тонкие белые линии) и щелкаем левой кнопкой мыши (рис. 6). Для точного перемещения вершины используем панель координат.
- Для подтверждения перемещения на новое место нажимаем правую кнопку мыши.
Также можно перемещать сразу весь сегмент. Для этого достаточно щелкнуть по сегменту и переместить его в нужное место (рис. 7). Можно перемещать сразу и несколько сегментов, для этого перед перемещением достаточно выделить их любым удобным способом.
Команда Edit/Add Vertex позволяет добавить новую вершину в проводнике. Это может понадобиться, когда необходимо изменить путь проводника, например обогнуть отверстие. Для этого щелкаем по проводнику в нужном месте левой кнопкой мыши (сегмент подсвечивается белым цветом), повторное нажатие кнопки мыши создает новую вершину. Таким образом, добавив нужное количество вершин, мы командой Edit/Move Vtx/Seg перемещаем вершины и сегменты, как показано на рис. 8.
Команда Edit/Delete Vertex удаляет вершины из проводников, а команда Edit/Delete Segment удаляет сами сегменты.
Очень часто в проекте все проводники представлены в виде отдельных сегментов, и если посмотреть свойство этого проводника с помощью команды Info/Query/All, нам будут показаны свойства только одного сегмента. Если нас интересует ширина этого проводника или номер Д‑кода, то для нас не будет важно, состоит этот проводник из отдельных сегментов или является единым целым. Но для определения длины проводника пришлось бы складывать длину каждого сегмента. Для того чтобы определить общую длину проводника, необходимо объединить все эти сегменты. Объединение сегментов осуществляется с помощью команды Edit/Line Change/Join Segments.
- Запускаем команду.
- Щелкаем левой кнопкой мыши по провод-нику (проводник подсвечивается белым цветом). При необходимости щелкаем по другим проводникам, которые также хотим преобразовать, или пользуемся фильтром через номер Д‑кода.
- Нажимаем правую кнопку мыши для завершения выбора.
- В появившемся окне нажимаем кнопку ОК, подтверждая преобразование проводника.
- Команда Edit/Line Change/Break at Vtx, наоборот, целый проводник разбивает на сегменты. Для этого нужно щелкнуть по вершине левой кнопкой мыши.
Команды для подрезки проводников Trim Using
В разделе Trim Using собраны команды для быстрой подрезки группы проводников. Принцип работы команд рассмотрим на примере Edit/Trim Using/Line:
- Запускаем команду.
- Рисуем контур обрезки с помощью белых тонких линий (форма контура может быть любой). Правой кнопкой мыши завершаем построение контура.
- Левой кнопкой мыши поочередно щелкаем по сегментам проводников, которые хотим удалить, либо нажимаем кнопку W и окном выделяем сразу все сегменты (рис. 9).
Остальные команды работают по такому же принципу и позволяют построить контур обрезки с помощью окружности или дуг.
При построении или редактировании сложного контура платы могут быть полезны следующие команды.
Edit/Line Change/Chamfer — позволяет быстро создать фаску между двумя линиями.
- Запускаем команду.
- В параметре Backoff вводим размер фаски.
- В полях Min Angle и Max Angle вводим значения минимального и максимального угла, который может быть между двумя линиями, и если угол между линиями попадает в этот диапазон, то фаска будет построена.
- Щелкаем левой кнопкой мыши по вершине этих двух линий и получаем в этом месте фаску (рис. 10).
При построении фасок можно воспользоваться фильтром (кнопка Filter) и задать Д‑код линий, между которыми будут построены фаски.
Edit/Line Change/Fillet — позволяет создать скругление между двумя линиями.
- Запускаем команду.
- В параметре Radius вводим радиус скругления.
- В полях Min Angle и Max Angle вводим значения минимального и максимального угла, который может быть между двумя линиями, и если угол между линиями попадает в этот диапазон, то скругление будет построено.
- Щелкаем левой кнопкой мыши по вершине этих двух линий и получаем в этом месте скругление (рис. 10).
Этим уроком мы завершили изучение основных команд редактирования. Оставшиеся важные команды, такие как Edit/Change/Explode и Edit/Change/Text, рассмотрим на следующих уроках при изучении соответствующих тем.